Краткий очерк истории развития греческого языка
Греческий язык относится к индоевропейской семье языков. Отделение совокупности греческих протодиалектов от остальных индоевропейских диалектов датируется приблизительно III тыс. до н.э. В начале II тыс. до н.э. протогреческие племена появились на Балканском полуострове. С севера полуостров заселяли дорийские племена, а с юга -- ахейские.
К моменту появления греков в средиземноморье оно уже представляло собой единый культурный регион, где уже существовали такие высокие культуры, как египетская и хеттская.
На Балканском полуострове в это время давно уже жили индоевропейские и неиндоевропейские племена. Неиндоевропейской, по всей вероятности, была высокоразвитая цивилизация о. Крит, пострадавшая в середине XV в. до н.э. от стихийных бедствий, от каких-то внутренних государственных причин, а также от вторжения враждебных племён, среди которых были и ахейцы. Эта культура оказала огромное влияние на культуру последних. Ахейцы позаимствовали у критян их слоговую письменность (так называемое "письмо А", до сих пор не разгаданное, и более позднее "письмо Б"), политическую организацию, основы ремёсел и искусства. По названию наиболее развитого ахейского государства того времени - Микен (одним из правителей их был "владыка мужей" Агамемнон, возглавивший в середине XIII в. до н.э. поход ахейцев на Трою) - ахейская культура XIII - XI вв. до н.э. называется крито-микенской.
В конце II тыс. до н.э. началась эпоха миграции племён, живших на территории Европы и северных Балкан. Часть племён, населявших север Балкан, устремилась на юг. Среди этих племён были дорийцы, стоявшие, по всей видимости, на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы. В результате дорийского нашествия и, возможно, каких-то стихийных бедствий, ахейская культура почти полностью погибла, вследствие чего греческим племенам впоследствии пришлось создавать свою культуру во многом заново (начиная, в частности, с письменности). Постепенно эти племена заселили острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, а позже проникли на запад, заселив о. Сицилию и юг Аппенинского полуострова. Эта часть греческого мира получила название Великая Греция, в противоположность Μалой (Центральной) Греции.
Многие причины способствовали обособленности племён, и, как следствие, росту диалектных различий, в основном, на уровне фонетики. К числу таких причин можно отнести замкнутость родовой общины и географические особенности мест расселения (гористая местность и острова). В XII - IX вв. до н.э. на востоке греческого мира развиваются ионийские диалекты малоазийского побережья, части Эгейских островов и Аттики, диалект которых скоро выделяется в самостоятельный.
Центральные и отчасти восточные племена становятся носителями эолийских диалектов (о. Лесбос, прилегающее побережье Малой Азии, Фессалия, и Беотия на Балканах). Отдельную группу составляют дорийские диалекты Пелопоннеса и близкие к ним диалекты северо-западной части Эллады.
В VIII в. до н.э. наиболее развитой стала центральная часть малоазийского побережья (Иония). Начиная с этого времени, Иония стала областью формирования всех культурных основ эллинской жизни: экономики (здесь возникли центры торговли), ремесел, рабовладения, государственности (здесь формируются уникальные в истории человечества города-государства, основанные на прямой демократии - полисы), искусства (здесь формируются ордеры архитектуры, развивается скульптура и живопись), науки и философии и, наконец, закладываются основы литературного языка. Именно в VIII в. до н.э. созданы эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", приписываемые Гомеру. Таким образом, VIII в. до н.э. считается началом греческой литературы и началом истории греческого языка в его различных вариантах.
Бурное развитие вызвало необходимость в письменности. Древняя письменность, основанная на письме А и Б, была к тому времени утеряна. Новая письменность была создана, по всей видимости, на основе письменности финикийцев, народа, активно торговавшего в то время с греками.
VII - VI вв. до н.э. считается временем окончательного распада родовых коллективов, что привело к укреплению полисов. Это -- время возникновения лирики и драмы, которая достигает своего рассвета в последующее столетие. В этот период складывается жанровая дифференциация греческого языка.
Началом классического периода греческой истории считается время греко-персидских войн (500 -- 449 гг. до н.э.) В течении этого периода небольшие греческие полисы неоднократно объединялись в союзы под руководством Афин. Это дало возможность Афинам, центральному полису аттики, стать самым важным экономическим и культурным центром всего греческого мира. После греко-персидских войн наступает время рассвета афинской демократии, что во многом определялось деятельностью Перикла, который с 444 по 429 гг. до н.э. исполнял должность первого стратега Афин.
Возвышение Афин повлекло за собой рост престижа аттического диалекта Афин. Этому же способствовал и неслыханный расцвет литературного творчества в Афинах, появление различных философских школ, подъём ораторского искусства. Литература X - IV вв. до н.э. достигла высокой ступени развития, а язык литературных произведений - высокой степени стилистической обработанности.
В этот период писали великие афинские трагики: Эсхил (525 - 456), Софокл (496 - 406) и Эврипид (480 - 406) и комедиограф Аристофан. Тогда же складывается историческая проза, создателями которой были "отец истории" Геродот (484 - 425), писавший на ионийском диалекте, афиняне Фукидид (465 - 399) и Ксенофонт (430 - 350). В Афинах развивались различные виды красноречия: судебного (Лисий, 435 - 380), политического (Демосфен, 384 - 322) и торжественного (Исократ, 436 - 338).
При всей значимости аттического диалекта в то время, не теряли своего значения и ионийские диалекты, что постепенно вело к образованию "всеобщего языка", койне, как в разговорной речи, так и в литературном языке.
С конца IV б. до н.э. начинается кризис полисной системы. Ослабевшие в междуусобных конфликтах полисы один за одним попадали в подчинение к своему северному соседу - Македонии, усилившейся за время правления Филиппа (359 - 336) и его сына Александра Македонского (336 - 323). Главным политическим событием того времени явилось почти мгновенное, в исторических масштабах времени, создание Александром огромной империи, простиравшейся от Дуная до Инда. Это привело к усилению взаимовлияния греческой культуры и культур других народов, входивших в монархию Александра. В силу преобладания греческой культуры, эта эпоха получила название эллинизм. Её границами считаются 338 г. до н.э., год победы Филиппа над греками при Херонее, и 30 г. до н.э., год падения Египта, последнего государства диадохов - преемников Александра.
В это время в развитии греческой культуры и языка происходили серьёзные изменения. Греческие полисы постепенно теряли свою экономическую и культурную самостоятельность, и с III в. до н.э. центрами греческой культуры стали столицы сильнейших эллинистических государств - Александрия в Египте, где правили Птолемеи, а позже Антиохия в Сирии, управляемой Селевкидами.
В Александрии сосредоточилось значительное греческое население. Сюда съезжались настойчиво приглашаемые Птолемеями учёные, риторы, философы, поэты. Среди александрийских поэтов наиболее известны Каллимах (ок. 310 - 240), Аполлоний Родосский (ок. 295 - 215), Феоктит (первая половина III в. до н.э.).
На состояние греческого языка и на его дальнейшее развитие во многом повлияло происшедшее в это время изменение соотношения между письменной и устной речью. Если жизнь в полисах способствовала развитию устной речи, то жизнь в обширной империи Александра требовала расширения сфер применения письменного языка, что привело к перестройке образования и изменению литературных жанров. С этого времени, литературная и письменная речь развиваются в противоположных направлениях. Устная речь образует многочисленные местные варианты, смешиваются формы различных диалектов, но наряду с этим создаётся "всеобщий язык" (κοινὴ διάλεκτος). В греческой науке этот вариант языка получил название александрийское койне, в русской -- общегреческое (или -ае) койне. С другой стороны, в письменном языке начинается сознательная консервация его классической аттической нормы V - VI вв. до н.э. и ионийско-аттического варианта литературного языка конца IV - III вв. до н.э., что повлияло на всю дальнейшую историю греческого языка.
II в. до н.э. - век существование в ещё достаточно престижной форме культуры материковй Греции и её дальнейшего развития в государствах диадохов. В то же время - это век быстрого усиления могущества Рима, который постепенно начинает завоевание Балкан. В 146 г. Римом был завоёван Коринф - один из крупнейших греческих полисов, после чего оставшиеся полисы один за другим потеряли свою самостоятельность. Создавшееся тогда положение было двойственным: с одной стороны, военная и экономическая мощь были на стороне римлян, с другой же - греки имели неоспоримое культурное превосходство над римлянами. В результате этого римская культура развивалась под сильнейшим греческим влиянием. Греческий язык, естесвенно, также испытывал сильное влияние латыни, которая стала государственным языком.
I - IV вв. н.э. называют эллинистическо-римским периодом в развитии греческой культуры. Реакцией на латинизацию греческих полисов стало Возрождение II в. н.э., отразившееся на дальнейшем развитии греческого языка. Нормой языка был объявлен язык аттической прозы V - IV вв. до н.э., уже достаточно архаичный к тому времени. Это направление в истории греческого языка получило название аттикизм. Оно препятствовало проникновению в язык новой лексики, некслассических грамматических форм, способствовало восстановлению форм, уже вышедших из употребления, что в сумме приводило к дальнейшему расхождению устной речи и письменного литературного языка. Этот процесс сопровождает греческий язык на протяжении всей его дальнейшей истории, включая и сегодняшний день.
Это же состояние принудительной консервации литературной нормы характерно и для всего тысячелетнего периода существования Византии. История Византии, или Ромейской Империи (название Византия было дано государсту уже после его распада), начинается в 330 г., когда была основана её столица - Константинополь. Спецификой языковой политики Византии было сохранение в письменной речи норм литературного языка аттического периода и эллинистической койне. Устный разговорный язык (основа новогреческого языка), продолжал развиваться независимо от этого.
В 1453 г. Византия была завоёвана турками-османами. Османские власти поддерживали греческую культуру лишь в той степени, которая была необходима для поддерживания культурно-политических связей с Европой. Естественно, что для греческого населения Османской Империи античная культура и древнегреческий язык стали воплощением национального духа, а потому их изучение продолжали оставаться основой образования. Устный вариант греческого языка многих не устраивал большим количеством заимствований из других европейских языков и из турецкого. Адамантиос Кораис в начале XIX в. создал язык, названный им καθαρεύουσα γλώσσα, т.е. чистый язык. Таким, по его представлению стал бы греческий язык в результате естественного развития, если бы на него не влияли другие языки.
После освобождения Греции от турецкого ига в 1821 г. καθαρεύοσα формально стала официальным языком, в то время как δημοτική - народный язык использовался в повседневном общении. Споры по поводу "правильности" использования того или иного варианта языка продолжались до 1976 г., когда δημοτική был официально объявлен государственным языком Греческой Республики. Однако καθαρεύουσα оказала большое влияние на δημοτική и процесс лингвистической стабилизации до сих пор нельзя считать законченным.
В 1983 году была проведена орфографическая реформа, которая исключила из употребления знаки придыхания на письме и упростила написание некоторых буквосочетаний.